Совместная делегация МВД РТ и Бюро ОБСЕ в Вашингтоне

С 1 по 9 апреля 2013 года совместная делегация МВД Республики Таджикистан и Бюро ОБСЕ в Таджикистане находилась с ознакомительной поездкой в США по программе взаимодействия общественности с полицией, организованной Отделом по контролю за наркотиками и охране правопорядка (INL) Посольства США в Таджикистане и компанией Эмердженс групп (TEG).

Возглавлял делегацию от МВД Республики Таджикистан - заместитель Министра внутренних дел, генерал-майор Саидхон Джурахонов и от Бюро ОБСЕ в Таджикистане – Национальный офицер связи по вопросам реформы милиции, Хайдар Махмадиев. В состав делегации также вошли руководители служб охраны общественного порядка из всех регионов Таджикистана, а также сотрудники центрального Аппарата Министерства внутренних дел. Данная ознакомительная поездка является частью проекта по взаимодействию полиции с общественностью («комьюнити полисинг») Отдела по контролю за наркотиками и охране правопорядка Посольства США, осуществляемого компанией Эмердженс групп (TEG).

В ходе поездки делегация посетила Государственный департамент США, где представитель ОБСЕ сделал презентацию сотрудникам внешнеполитического ведомства США о Стратегии реформы милиции Таджикистана, а также рассказал о проектах, разработанных Бюро ОБСЕ в целях реализации Стратегии. Презентация вызвала интерес у представителей различных департаментов внешнего ведомства США, на вопросы которых были даны исчерпывающие и детальные ответы.

В ходе пребывания в Вашингтоне (округ Колумбия), делегация посетила Департамент полиции округа Колумбия (The Metropolitan Police Department of the District of Columbia (MPDC)), который является основным правоохранительным органом, обеспечивающим общественный порядок в столичном округе и в самой столице. Шефом полиции MPDC с 2007 года является Кэти Ланиер (Cathy L. Lanier), которая в своей деятельности поставила приоритетом, прежде всего, налаживание взаимоотношений между полицией и населением.

Дело в том, что в начале 1970-х американская полиция испытывала те же проблемы, что и милиция в постсоветском пространстве – недоверие населения, коррупция, излишняя жестокость и непрофессионализм. В 1972-м за её реформу взялись власть и общество, поставив полицию под жёсткий контроль. Была создана комиссия Кнаппа, которая проанализировала ситуацию в полиции Нью-Йорка и представила результаты в специальном отчёте. Вскрылись многочисленные факты коррупции и сращивания полиции с организованной преступностью, случаи купли-продажи должностей и т.п. Комиссия направила в Министерство (Департамент) юстиции и Генеральную прокуратуру США 6 рекомендаций – они стали основой общенациональной реформы полиции.

Самым главным направлением реформы считается взаимодействие с обществом. Одна из рекомендаций комиссии Кнаппа – изменить стиль работы полиции. Под этим подразумевалось налаживание сотрудничества с обществом – эта связь к 1970-м была утеряна. Властями был разработан и профинансирован ряд программ, направленных на то, чтобы вовлечь население в работу полиции. Многие программы стали обязательными к применению. Например, каждый полицейский участок по закону должен был привлечь к работе определённое количество волонтёров из числа обычных граждан. Они и составляют костяк этой «дружины»: патрулируют улицы и помогают обеспечивать порядок на массовых мероприятиях. Эта общественная работа никак не оплачивается, но считается почётной. До начала работы «дружинники» проходят краткий учебный курс. Им полагается униформа и патрульный автомобиль. Так устраняется психологический барьер между обществом и полицией, а сама система становится более открытой, поскольку в неё попадают люди извне.

Второе направление – общественный контроль. Полиция в США складывалась как закрытая кастовая система. Изменить такое положение дел только государственным контролем не удалось. Общество добилось права надзирать за деятельностью полиции, а именно, создавать гражданские контролирующие органы - Общественные советы. Штаты сами принимали соответствующие законы, а если власть противилась, то вопрос выносили на референдум. Деятельность таких структур часто финансируется из бюджета штата. Такого рода советы есть практически во всех больших и малых городах США.

А самое главное – американцы ушли от приоритета «палочной системы» и оценивают работу полиции, основываясь на мнении граждан (один из действенных механизмов – регулярные опросы населения об эффективности деятельности полиции, которых проводит Институт Гэллапа). Стратегия себя оправдала: если в 1970 году полицейским доверяло 15% жителей США, то в 2008 году полицейским доверяло уже 73% жителей США.

Полиция в Вашингтоне разбита на 7 полицейских округов, каждый из которых, в свою очередь, разбит на 7-8 полицейских участков. В ходе посещения 6-го полицейского участка членам делегации были показаны служебные помещения, в которых происходит общение полиции с населением, а также Центр для трудновоспитуемых подростков при полицейском участке (Boys & Girls Clubhouse). В ходе беседы коммандер участка Роберт Конти (Robert Contee) рассказал о работе Общественного совета, а также о правиле Миранды,  типичная формулировка которого выглядит следующим образом:

 Вы имеете право хранить молчание.

 Все, что вы говорите или делаете, может быть использовано против вас в суде.

 Вы имеете право на адвоката.

 Если вы не можете позволить себе адвоката, он будет предоставлен вам за счет государства.

 Понимаете ли вы зачитанные вам права?

В соответствии с законодательством США, любой задержанный должен быть «без лишнего промедления», но не более трех часов, доставлен в суд, который после рассмотрения материалов, либо даст санкцию на арест подозреваемого или приказ о вызове его в суд, либо примет решение об освобождении из-под стражи в случае отсутствия «достаточных оснований».

Затем делегация посетила также полицию по охране Капитолия и правительственных зданий (The United States Capitol Police). Полиция Капитолия является самостоятельной правоохранительной службой и не подчиняется городским властям. В зону ответственности полиции Капитолия входит территория вокруг здания Конгресса, близлежащие улицы и парки.

Заместитель шефа полиции Капитолия Даниэль Маллоу рассказал о практике работы полицейских Капитолия с участниками массовых шествий, демонстраций и пикетов, которые происходят рядом с Конгрессом США практически каждый день. В Вашингтоне (округ Колумбия) для проведения демонстрации необходимо не менее чем за 15 дней подать заявку в Службу национальных парков столицы, или в полицейское управление города, или в полицию по охране Капитолия и правительственных зданий. В случае удовлетворения заявки, поданной в Службу национальных парков, дальнейшее оповещение городских служб о проведении мероприятия, включая полицию, которая при необходимости может осуществлять сопровождение (охрану) митингующих, осуществляет эта Служба. Без подачи заявки и проведения демонстрации без разрешения, ее участники немедленно арестовываются. По некоторым оценкам, ежегодно с учетом участников даже разрешенных демонстраций, аресту подвергается в среднем около тысячи человек. Вместе с тем, по словам Маллоу, за последние 15 лет полиция еще ни разу не отказывала в проведении подобного рода мероприятий тем лицам, которые своевременно обращались в полицию за разрешением.

В ходе командировки были также посещены Парковая полиция (United States Park Police) — старейшее правоохранительное ведомство США, которое контролирует парки и скверы в районах Вашингтона, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Парковая полиция является одним из подразделений Службы национальных парков США и является Федеральной службой. Шефом Парковой полиции является Тереза Чэмбес (Teresa Chambers). Вообще, среди руководителей в полиции США очень много женщин, которые достойно справляются со своими обязанностями. По словам коммандера Парковой полиции Филипа Бека (Philip J. Beck), в Парковой полиции работает более 12% женщин, но есть и подразделения, в которых число женщин – офицеров полиции достигает до 30%.

Делегация посетила также штаб-квартиру Офиса Белого дома по национальной политике в области контроля за наркотиками (White House Office of National Drug Control Policy), где встретилась, в том числе с представителями Администрации содействия правоприменительной деятельности. В структуре Администрации есть Отдел равных служебных возможностей, который осуществляет контроль за соблюдением внутри самой организации законов, запрещающих любую дискриминацию, будь то на почве расы, религии, пола, национальной принадлежности или возраста. Отдел призван оказывать помощь в сфере управления полицией на всех уровнях для исключения любых тенденций, нарушающих равные возможности любого лица или группы.

Очень познавательным для членов делегации было посещение Федерального бюро расследований, которое имеет полномочия расследовать нарушения Федерального законодательства страны и обеспечивать безопасность государства, страны, нации и президента. ФБР известна гражданам США как структура, проводящая общую проверку тех, кто подал заявление на приём на государственную службу. Под общую юрисдикцию ФБР попадают не менее 200 категорий Федеральных преступлений. Ежегодно в ФБР поступает свыше 36 000 запросов о расследовании тяжких преступлений, включая подозрительные смерти и убийства.

По состоянию на 1 января 2013 года в ФБР работало 36 074 сотрудников, из них — 13 913 специальных агентов (то есть кадрового оперативного состава) и свыше 22 161 человек неоперативного состава: аналитики, лингвисты, учёные, специалисты ИТ и другие. Около 9 800 сотрудников работают в штаб-квартире ФБР (FBI HQ) и примерно 18 000 сотрудников на местах. Т.е., в США не скрывают данные о численности личного состава, правомерно полагая, что налогоплательщики должны знать, за что платят свои налоги.

В настоящее время ресурсы ФБР распределены поровну между обеспечением национальной безопасности и выполнением «старых» обязанностей — борьбой с преступностью. В то же время, за последние 6 лет в ФБР в два раза — до 2,1 тыс. человек — было увеличено число аналитиков разведывательной информации, в три раза стало больше переводчиков. В каждом из 56 региональных управлений появились отделы, занимающиеся сбором и анализом разведывательных сведений. Кроме того, Бюро открыло свои представительства в более чем 70 городах по всему миру, в том числе и в Центральной Азии.

В ходе посещения Исполнительного исследовательского форума полиции (Police Executive Research Forum (PERF)) члены делегации были ознакомлены с исследованиями сотрудников Форума. Он был основан в 1976 году в целях: организации научных исследований и выработки рекомендаций по управлению и поддержке правоохранительных органов; подготовки универсальных положений и инструкций в области уголовной политики и др. Членами Форума являются более 370 руководителей крупных полицейских департаментов. Всего в США насчитывается 18760 полицейских департаментов и полицейских участков, в которых работают более 1 млн. 131 тысяч полицейских.

10-я поправка к Конституции США оставляет право формирования полиции за администрациями штатов. Полиция делится на городскую (муниципальную) и окружную полицию. В подчинении администрации штатов могут быть специальные подразделения – например, спецназ или патрульная автомагистральная (хайвейная) служба. В подчинении администрации округов – железнодорожная полиция или специальные службы для патрулирования индейских резерваций. Муниципалитеты могут иметь десяток полицейских служб – для портов, вокзалов, жилых районов и школ. Во многих крупных университетах и колледжах есть свои полицейские участки. На долю местной полиции приходится 90% всего полицейского состава страны. В обязанности местной полиции входит расследование преступлений и пресечение других правонарушений, регулирование уличного движения, осуществление административно-полицейского контроля и др.

Чтобы «попасть» в полицию, гражданин должен быть в возрасте от 21 до 35 лет, иметь гражданство США, не иметь судимостей и других правонарушений, закончить полицейскую академию (обучение длится чуть меньше года). Рядовой сотрудник, который носит ранг офицера, отделён от шефа полиции 5-6 ступенями и для получения повышения он должен хорошо проявить себя на каждой ступени. Начинает любой новобранец с самой сложной и неблагодарной работы: как минимум три года он обязан патрулировать улицы (благодаря этому со спецификой основной работы знаком каждый полицейский). Только после этого, зарекомендовав себя, он вправе претендовать на следующую должность – детектива. Ещё через 5 лет детектив может выйти на следующий уровень, пройдя трудный профессиональный экзамен. И так при каждом повышении: отличные результаты, не менее 3-х лет в нынешнем статусе и всё более сложное квалификационное испытание.

Современные исследования поставили под сомнение эффективность превентивной патрульной службы в отношении профилактики различного рода преступлений, поэтому так остро встал вопрос о повышении правовой и правоохранительной культуры у населения. Профилактика преступлений кроме патрулирования предполагает увеличение безопасности частных домов и организаций, а также обучение населения средствам самозащиты. Департаменты крупных городов имеют в своём составе специальные отделы, проводящие подобного рода проверки и работу с населением. Очень большое распространение в США получило такое движение, как Соседский дозор (Neighborhood watch) — самоорганизация жителей для борьбы с правонарушителями. Соседский дозор не предусматривает какого-либо самосуда, а предполагает, что задержанные правонарушители будут переданы полиции для законного разбирательства. Но, в первую очередь, полиция получает информацию от соседей, которые «доносят» о любых правонарушениях, которые допущены соседями. Члены «соседских патрулей» в США занимаются не только патрулированием улиц, но и участвуют в кампаниях по повышению безопасности на дорогах, искоренению домашнего насилия и т.п.

Члены делегации также посетили Мемориал памяти погибших сотрудников полиции при исполнении служебного долга, который был построен в 1991 году. К моменту открытия памятника на его стенах было выгравировано около 12 тысяч фамилий и имен полицейских. Сейчас таких имен уже более 20 тысяч. Только за 2012 год в США при исполнении служебного долга, по словам Ричарда Нибуша (Richard Niebusch), бывшего сотрудника полиции, работающего в настоящее время Руководителем программы TEG, погибло более 200 сотрудников полиции.

Члены делегации встретились также с коллективом Посольства Республики Таджикистан в США, где их радушно принял Полномочный и Чрезвычайный Посол Республики Таджикистан в США Нуриддин Шамсов.

В целом членами таджикской делегации были отмечены высокая эффективность, практическая направленность и значимость мероприятий, проводимых американской полицией в области «комьюнити полисинг», получен положительный опыт организации взаимодействия общественности и полиции, который будет использован в ходе развития и реформирования милиции Таджикистана.

Партнеры